JA Учебный центр

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вам, в самом деле, это нужно?

Что надо знать?

Вам, в самом деле, это нужно?

Молодых людей, как правило, больше всего интересует, как и на что они могут потратить деньги. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Помните свою первую самостоятельную покупку? Что это было? Пришлось ли вам копить деньги, чтобы приобрести это?
  • Что требуется, чтобы вы чувствовали себя комфортно в финансовом отношении?
  • Сколько нужно денег для удовлетворения моих потребностей и желаний?
  • Какими источниками поступления денег я располагаю?
  • Часто ли я совершаю незапланированные покупки?
  • Что делать, если мне не хватает денег на покупку?
  • Разумно ли я распоряжаюсь своими деньгами?
  • Как часто я сожалею о зря потраченных деньгах?
  • Надо ли сегодня думать о будущем и планировать мои «взрослые» расходы?

 

Возможно, ваши ответы продемонстрировали, что вы недостаточно осмотрительны в своих покупательных привычках? При планировании расходов можно применять аналитический подход, используемый маркетологами в рекламных сообщениях для стимулирования продаж. В основе данного подхода лежит теория иерархии потребностей Маслоу.

Исследователь Абрахам Маслоу распределил человеческие потребности на пять иерархических уровней.
•    К базовому (первому) уровню относятся  физиологические потребности (еда, вода, сон);
•    Ко второму уровню – потребность в безопасности (стабильность, порядок, свобода от страха);
•    К третьему уровню – потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг);
•    К четвертому уровню – потребность в уважении и признании (достижения, статус, престиж);
•    На высшем (пятом) уровне находятся более сложные эмоциональные или психологические потребности, которые часто обозначают термином «самоактуализация» (реализация целей, способностей, саморазвитие).

Иногда, удовлетворяя физиологические потребности, мы одновременно решаем вопросы, связанные с эмоциональными или психологическими потребностями, и это очень эффективно используется в рекламе.

Подумайте, например, о такой вещи как кроссовки. Маркетологи смогли передвинуть этот продукт с первого уровня иерархии Маслоу (потребность в удобной спортивной обуви) на третий, а то и четвертый  и даже пятый уровень (удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей).

Многие люди верят в силу брендов и, покупая кроссовки определенной модели и определенного производителя, начинают ощущать свою принадлежность к определенному кругу. Обувь при этом не перестает быть средством удовлетворения физиологической потребности, но, благодаря воздействию рекламных обращений на внутренние эмоциональные потребности людей,  кроссовки, как и многие другие товары и услуги, становятся средством удовлетворения потребности в принадлежности, самоутверждении и самореализации. И это сказывается не цене!

Подумайте, какие иерархические уровни потребностей вы удовлетворяете, делая покупки. Есть ли альтернативные способы? Как, к примеру, вы относитесь к сбережениям? Могут ли они в определенной степени заменить некоторые из ваших покупок?

Вот пример «демотиватора», который, возможно, заставит вам задуматься над оптимизацией своих расходов. Предположим, каждый день вы покупаете пирожное по цене 50 рублей. Если вы получаете на расходы приблизительно 4 000 рублей в месяц, то есть 48 000 рублей в год, 18 250 рублей из этой суммы вы тратите на пирожные.

Как еще вы могли бы распорядиться этой суммой? Узнайте реальную стоимость вещей, которые вы покупаете, и если вам покажется, что польза или удовольствие от некоторых из ваших покупок не стоят потраченных на них денег, подумайте, не отказаться ли от них.

 

Возможно, это  поможет вам не только осознать свои текущие потребности и то, как они влияют на ваше обращение с деньгами, но и задуматься о будущем.

Задание

Припомните одну вещь, купленную вами в прошлом году. Как вы думаете, какие  факторы оказали влияние на  вашу покупку?  Оцените степень их важности по шкале от 0 (минимальная) до 5 (максимальна). Используйте цифры от 0 до 5 столько раз, сколько потребуется, чтобы оценить все факторы.

____ Цена
____ Качество
____Новизна
____ Мода
____ Престижность бренда
____ Скидки, бонусы, распродажи, специальные предложения
____ Желание быть особенным
____ Желание быть не хуже других
____ Мнение семьи
____ Мнение сверстников
____ Общение в социальных сетях
____ Реклама (отметьте все что подходит):

____ Телевизионная ,  ____ Радио, ____ Газеты и журналы, ____ Уличная
____ Транспортная, ____ В Интернете, ____ Почтовая рассылка, ____ Реклама в магазинах
____ Рекомендации знакомых

 

  1. Насколько выгодной была ваша покупка?
  2. К какой категории вы, скорее всего ее отнесли: польза или удовольствие?
  3. К какому уровню иерархических потребностей она относится?
  4. Как покупка отразилась на вашем личном балансе: вы приобрели актив или увеличили размер пассивов?